Трансформация офисного формата
Подход к формированию офисных пространств существенно изменился за последние годы. Если раньше умные технологии для офисных пространств были некой роскошью, то теперь инвестиции в SMART превращаются практически в необходимость, с которой сталкивается каждый заказчик. Open space, кабинетная система, гибкие офисы, коворкинги, тяготение к центральным районам и, напротив, децентрализация – все эти тенденции и форматы обсудили эксперты в ходе дискуссии «Офисы: трансформация формата?» 11 октября в рамках PROESTATE.Live. Организаторы форума: Фонд Росконгресс, Минстрой России, Учебный центр Academy of Real Estate (ARE), компания IMMERGITY.
Спикеры ответили на вопросы об оптимальной организации работы сотрудников и их размещения, разумной экономии на офисных площадях, а также перспективах сегмента.
В мероприятии приняли участие Наталья Никитина, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield, Руслан Кубрава, генеральный директор ООО «Эс Эй Риччи ПМ» KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT™, Никола Обайдин, директор по сдаче в аренду офисной недвижимости компании PPF Real Estate Russia, Елена Белошапкова, основатель компании по производству инновационной офисной мебели Fresh. Ideas for Offices и IoT решения для умных офисов fresh connect, Екатерина Ньюман, партнер строительной компании Q1 Group, эксперт PMI. В качестве модератора выступил Рафаил Гайнатуллин, директор Национальной ассоциации операторов сервисных офисов и коворкингов (НАОК).
Обзор рынка офисной недвижимости представила Наталья Никитина, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield. «Трансформация офисов. Отдел аналитики выявил интересные результаты. Приведу несколько основных тенденций, трендов. Новая экосистема предполагает, что каждое место в офисе будет отражать потребности человека. Если говорить про здоровый офис, первый тренд — это уменьшение объема площадей, второй — децентрализация компаний. Руководители организаций выведут ту единицу людей, которые будут работать в офисе (многие так продолжат пока работать из дома). Основные игроки рынка гибких рабочих пространств — Space1, «Ключ», businessclass. Условия аренды: средневзвешенная цена в центральном районе — 37 тысяч рублей в месяц (рабочее место). Итоги августа — снижение строительной активности в сегменте офисной недвижимости. Вакансия сейчас на уровне — 12,2% (2,2 млн кв. м). Офис в центре города уже не так актуален, как было до пандемии. Руководители задумываются о том, как обеспечить своих сотрудников безопасными для здоровья рабочими местами. Крупные корпорации консолидируются в одном пространстве. Каким образом сохранять корпоративную культуру и как интегрировать новых сотрудников — это те вопросы, которыми сейчас задаются многие компании», — отметила Наталья Никитина.
Влияние COVID-19 на мировой рынок гибких офисных решений прокомментировал Руслан Кубрава, генеральный директор ООО «Эс Эй Риччи ПМ» KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT™. «Стоит ли идти на поводу у тенденций и как найти формат, эффективный для каждой конкретной компании? Очень разные мнения есть по поводу словосочетания «гибкий офис». Гибкость рабочего пространства подчеркивает способность приспособиться к изменениям (как и когда будет выполняться определенная работа). Для всех форматов необходимо определить активности, для которых создаются те или иные пространства. Гибкость рабочего места помогает компании повысить показатели эффективности и увеличить производительность. Тем не менее, крупные корпорации более склонны использовать частные офисы, а не коворкинги. Предоставление наилучшей рабочей среды с каждым годом становится все актуальнее — уровень безработицы сейчас низкий, он будет продолжить уменьшаться, то есть у руководителей существует кадровая конкуренция. Как показало исследование, люди лучше всего справляются с работой, когда у них есть возможность выбрать рабочее место самостоятельно. Многие сейчас стремятся к уединенности. Гибкие рабочие пространства удовлетворяют различные цели. Сами решения могут быть разнообразными — важно, что речь идет о размещении одной компании. Не все тренды приносят пользу организациям. 10% сотрудников работают на незакрепленных рабочих местах (в два раза меньше, чем в прошлом году). В среднем 60% рабочего времени сотрудники трудятся вне офисов. 88% компаний с высокой степенью вовлеченности сотрудников могут свободно выбирать рабочее пространство. Исследование, подходит ли гибкое пространство конкретной компании, нужно основывать именно на том, насколько бизнес-пространство отвечает потребностям непосредственно этой компании», — подчеркнул спикер.
Как предпочтения арендаторов изменились в связи с пандемией, рассказал Никола Обайдин, директор по сдаче в аренду офисной недвижимости компании PPF Real Estate Russia. «Сейчас компании-арендаторы делятся на три группы — те, кто видят максимальную эффективность в офисной работе и уже вернулись в привычный режим, есть те, кто понимает, что надо возвращаться и придумывают смены, третья — те, кто категорично закрыли свои офисы на ключ. Что очевидно — пандемия не изменяет офисный рынок. Офисный рынок изменялся сам собой. Пандемия явилась неким локомотивом к развитию некоторых форматов (например, коворкингов). Карантин привел к тому, что нам всем пришлось попробовать режим удаленной работы. Да, классические девелоперы будут более тщательно изучать спрос, гибкие офисы будут развиваться быстрее — арендаторы захотят иметь большую гибкость и меньшую привязанность, но к этому мы шли и до возникновения пандемии», — констатировал Никола Обайдин.
Елена Белошапкова, основатель компании по производству инновационной офисной мебели Fresh. Ideas for Offices и IoT решения для умных офисов fresh connect, рассказала о специфике новейших технологий. «Fresh connect — первая в мире система бесконтактного бронирования рабочего места. Наш продукт состоит из трех частей — soft-приложение, устройство, располагающееся горизонтально или вертикально на любой поверхности, сервис, в рамках которого мы помогаем внедрить систему в офисную действительность конкретной компании. Это очень удобно. Сотрудники благодаря возможности выбора получают больше свободы. Очень важно, что вся информация для административных директоров доступна нажатием одной кнопки», — сказала Елена Белошапкова.
Резюмируя выступления коллег, Рафаил Гайнатуллин, директор Национальной ассоциации операторов сервисных офисов и коворкингов (НАОК) отметил, что есть три тенденции, связанные с ковидом. Во-первых, это удаленная работа, ставшая частью корпоративной жизни организаций. Второе — почти не вызывает сомнений, что COVID-19 ускорит определенные изменения в организации офисного пространства. Третье — затраты компаний на внедрение технологий для удаленной работы вряд ли будут зафиксированы в ближайшее время.
Среди партнеров PROESTATE.Live: официальный партнер – Мосинжпроект; партнеры – ANT DEVELOPMENT, «ЮгСтройИмпериал»; официальные партнеры сессий – группа компаний «А101», Colliers International Group Inc.; партнер сессии – Cushman & Wakefield.
Официальный сайт мероприятия: proestate.ru.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 129 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.
roscongress.org