Как сделать коворкинг прибыльным?

Гибкие сервисные пространства и коворкинги давно получили всемирную известность и широкое распространение в России и за рубежом, их количество и география присутствия продолжают расти. Казалось бы, в успех сегмента сегодня верят все: аналитики, инвесторы, собственники офисной недвижимости и стартаперы. А что думают представители банковского сектора? И на какой процент по проектному финансированию могут рассчитывать операторы сервисных пространств? На конференции «Новая нефть» на рынке недвижимости» ведущие специалисты отрасли обсудили инструменты финансирования проектов, оценили роль частных инвесторов в развитии смарт-офисов, поделились опытом применения краудфандинговой модели и мн.др.

Началась конференция с обзора рынка офисной недвижимости. «В последние три года сохраняется стабильный спрос на офисные площади. Что касается предложения, то на сегодняшний день было введено 227 000 м2, при таком вводе в будущем нас ждет дефицит площадей. Объем рынка гибких сервисных пространств составляет 170 000 м2, что равняется 1% от общего предложения офисных площадей», – заявила Наталья Никитина, партнёр, руководитель департамента по офисной недвижимости Cushman & Wakefield. По словам эксперта, проекты гибких пространств реализуются в основном в трех направлениях: Москва-Сити, Центр и Ленинградский коридор. Среднегодовой рост сегмента составляет 40%, а доля сетевых операторов при этом – 70%. Основными игроками рынка, по количеству локаций с учетом ближайших открытий в Москве, стали Regus (11), Ключ (9), WeWork (5), SOK (5), Deworkacy (5). «Все больше международных корпораций и крупных российских компаний отдают предпочтение коворкингам. Это абсолютный тренд этого года. Тинькофф арендовал 1000 рабочих мест в коворкинге SOK, МТС – 728 рабочих мест в Workki, – заключила Наталья Никитина. – Крупные сделки совершают IT-компании, а также банки и финансовые организации, становясь основными потребителями услуг».

В продолжение предыдущего спикера Татьяна Шараева, президент Национальной Ассоциации операторов сервисных офисов и коворкингов, отметила: «Действительно, крупные компании голосуют в пользу гибких сервисных офисов и уже готовы снимать более 1000 рабочих мест. Вместе с тем, сами девелоперы начинают создавать своих коворкинг-операторов (Capital Group, O1, ПИК)». 

На вопрос аудитории, почему крупные компании выбирают гибкие офисы, Наталья Никитина, озвучила три основных фактора: финансовая выгода, гибкие условия аренды, новейший подход к организации рабочего пространства – agile, который предполагает наличие многофункциональных зон для командной работы и креативной деятельности. 

Антон Утехин, CEO Федеральной сети коворкингов NAMES, добавил: «Корпоративные клиенты выбирают коворкинги, потому что они соответствуют высоким запросам арендатора». Согласно статистике, большая часть гибких офисов открывается сегодня в современных бизнес-центрах класса А (39%) и Б+ (48%).

Возвращаясь к оценке текущей рыночной ситуации, Наталья Боннели, директор департамента офисной недвижимости Colliers International, уточнила, что гибкие пространства стали полноправными игроками, показывающими самые высокие результаты на рынке: «В последнее время наблюдается рост сетевых пространств. Это видно и по динамике прироста площадей, и по увеличению количества их площадок». Еще одним трендом стало – укрупнение площади вводимых объектов. «Если раньше средний объем площадки начинался от 1000-1500 м2, то в 2019 году заявленные объекты составляют 3500 м2, и согласно статистике, в 2020 году средний объем достигнет 4800 м2», – подытожила Наталья Боннели.

Далее спикеры перешли к теме открытия коворкинг-пространства. С точки зрения применения финансовых инструментов, Татьяна Шараева выделила три возможных пути: проектное финансирование, краудфандинг и привлечение средств инвестора.

Сергей Сикеев, Founder и CEO коворкинга Work`n`Soda объяснил участникам, почему банки еще не готовы финансировать данные проекты: «Слишком высок риск для банковского сектора, отсутствуют механизмы получения возврата кредитных средств».

О таком инструменте, как краудфандинг, рассказала Полина Степанова, эксперт и руководитель отдела по работе с проектами Boomstarter: «Сбор средств проводится на специальной платформе в сети Интернет, собирать средства на краудфандинговых платформах могут как организации, так и физические лица (площадка берет процент с размещения объявления), краудфандинг предполагает конкретное вознаграждение спонсорам за вклад». Действительно, краудфандинг не подразумевает благотворительность, спонсоры, в качестве которых выступают обычные люди, должны быть мотивированы. Мотивирующими факторами, по словам эксперта, могут быть – особые условия и дополнительные услуги для резидентов-спонсоров, программы лояльности, скидки и бонусы. 

Участники встречи сделали вывод, что у данной модели есть будущее, несмотря на то, что рынок краундфандинга в России еще невелик.

Роль частных инвесторов в развитии сегмента оценил Антон Утехин, CEO Федеральной сети коворкингов NAMES. «Привлечь новые инвестиции можно за счет качественно упакованного предложения, построенного на языке инвестора, умеренного чека для входа (до 1 млн.рублей), обеспечения высокой доходности при среднем уровне риска. В настоящее время на реализацию нашего проекта было привлечено 78 млн.рублей. Каналами привлечения инвестиций в таком случаем являлись заемные средства и долевое участие (продажа доли в локальных объектах). За 5 лет погашается займ, затем возмещаются дивиденды пропорционально участию инвестора», – подчеркнул эксперт.

Модели финансирования коворкингов на их родине, в США и Европе, представила Мария Бокова, управляющий партнёр клубного коворкинга Cabinet Lounge: «Самый яркий пример привлечения денежных средств на западе – через венчурные фонды. Используя венчурные инвестиции WeWork привлек 8 млрд $. Второй способ – с помощью частных инвесторов или, как их называют, бизнес-«ангелов».

В свою очередь, Максим Новиков, председатель Гильдии операторов офисного пространства и коворкинга при МТПП, рассказал о системе государственной поддержки в Российской Федерации. «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд) помогает малым и средним компаниям привлечь финансирование при нехватке обеспечения (залога). Фонд выступает Поручителем за субъекты МСП Москвы перед банками-партнерами и другими кредиторами. Коворкинг-проектам социальной направленности может быть оказана поддержка со стороны Минэкономразвития», – прокомментировал спикер.

В рамках практической конференции также выступили: Михаил Комаров, генеральный директор сети коворкингов «Рабочая Станция»; Артём Цогоев, инвестиционный директор, инвестиционная группа «ТРИНФИКО»; Алина Каланда, управляющий партнер CEO Rooms.

Конференция состоялась при поддержке: Московская торгово-промышленная палата (МТПП), Национальная Ассоциация Офисных операторов и Коворкингов (НАОК), Российская Гильдия Управляющих и Девелоперов (РГУД), Ассоциация Инвесторов Москвы (АИМ).

 

По вопросам информационной поддержки и аккредитации СМИ:
Алена Давыдова
8 (495) 651-61-05, доб.308
marketing@proestate.ru