Города выходят на связь с жителями

Пространственное развитие городов сталкивается с новыми вызовами. Важнейшим становится создание общественного договора между всеми интересантами, включая жителей. Об этом шла дискуссия «Городские перемены: эффекты влияния стратегий развития на экономические и социо-культурные факторы городов» в рамках Международного инвестиционного форума по недвижимости PROESTATE.Live. Организаторами форума выступили Фонд Росконгресс, Минстрой России, Учебный центр Academy of Real Estate (ARE), компания IMMERGITY.

Первоначально необходимо сформировать план развития, чтобы определиться, куда регион будет двигаться, полагает Евгения Муринец, член экспертного совета по формированию комфортной городской среды Минстроя России, советник губернатора Астраханской области, директор Urban Policy Institute. По ее словам, в части пространственных стратегий сегодня парадигмой становится мастер-план. Но формировать пространство необходимо, опираясь на общение с жителями. Как правило, обозначаются сразу несколько проблем – от озеленения до водоснабжения. И именно с людьми надо выяснять, что будет в приоритете.

Иван Курячий, управляющий партнер проектно-консалтинговой компании «Новая Земля», научный сотрудник НИУ ВШЭ, перечислил, что, на его взгляд, важно для пространственного развития территории. Во-первых, нужна политическая воля администрации, которая обладает ресурсами. Во-вторых, необходимы ресурсы для формирования городской среды. «Они зачастую есть, но расходуются нерационально», – пояснил Иван Курячий. Третий момент – коммуникации и общественный договор между горожанами, бизнесом, властью. Наконец, четвертое – мастер-план, стратегия развития города. Причем готовить ее нужно на долгий период, подчеркнул эксперт.

Способ учесть интересы всех участников процесса – это генплан, полагает Руслан Шагалеев, мэр города Иннополис (Татарстан). Но генплан – не вечный документ. его можно и нужно править. Но если каждый будет его менять в угоду своим коммерческим интересам, «получим точечную застройку, транспорт коллапс, отсутствие в районе школьных учреждений», – говорит Руслан Шагалеев.

«Если послушать ведущих футурологов, современный человек все больше замыкается в себе, несмотря на большое количество коммуникаций. У него нет необходимости для личного общения – книги, виртуальные друзья и проч. И у городов становится все меньше точек соприкосновения со своими жителями. Поэтому города должны быть заинтересованы в создании мест, где можно общаться со своими жителями, получать информацию. Возможность для коммуникаций дают общественные пространства», – пояснил спикер. И лучше всего оперативно реагировать на запросы позволяют механизмы обратной связи, уверен мэр.

Ольга Ясько, старший директор, департамент стратегического консалтинга, Cushman & Wakefield, также указывает на необходимость общественного договора. В противном случае властям не удастся привлечь инвесторов для дальнейшего развития города. «Для привлечения денег в город важно создать открытую коммуникационную среду. Это нужно и власти, и горожанам. Здесь важно, чтобы поток информации был двусторонним, чтобы не только горожане, но и власти тоже открыты, делились своими проблемами. Люди любят жаловаться, но не любят делиться своими идеями. А власти откуда могут знать, что нужно людям?», – отметила Ольга.

По мнению Ольги Ясько, важно также информирование: «Чтобы люди принесли деньги, необходимо знать: власти готовы, что инвесторы принесут к ним деньги. Например, в Ташкент, который начала развиваться относительно недавно, первые иностранные инвесторы пришли после публикации в англоязычной прессе. А эффект проявился года через полтора».

С другой стороны, эффект может проявляться в результате реализации совсем небольших проектов вроде ремонта набережной или разбивки парка. «Эффект, который мы видим по ряду городов, – череда маленьких побед. Если внешние и внутренние игроки увидят, что город развивается, в нем что-то происходит, они придут и принесут деньги», – утверждает Ольга Ясько.

При этом любой проект развития города – долгая история, предупреждает она. Решить все вопросы сразу невозможно. Поэтому компаниям, которые вписываются в проект, всегда надо быть готовыми к смене концепции уже месяца через три. «Но развитие – это и есть изменения», – резюмирует эксперт.

Среди партнеров PROESTATE.Live: официальный партнер – Мосинжпроект; партнеры – ANT DEVELOPMENT, «ЮгСтройИмпериал»; официальные партнеры сессий – группа компаний «А101», Colliers International Group Inc.; партнер сессии – Cushman & Wakefield.

Официальный сайт мероприятия: proestate.ru.

 


Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 129 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.
roscongress.org