Конференция «Управление бизнес-центром»: залог успеха на кризисном рынке – диалог с арендатором и снижение издержек

Рынок офисной недвижимости готовится к кризису. По наблюдениям ведущих экспертов отрасли, арендаторы уже начали оптимизировать расходы, сокращать занимаемые площади, менять офисы на более бюджетные – и в ближайшее время эта тенденция только усилится, что приведет к росту конкуренции во всех классах офисной недвижимости. Победителями в конкурентной борьбе станут те управляющие, которые смогут понять потребности арендаторов, предоставить им качественные услуги и одновременно снизить издержки.  Об этом и многом другом говорили участники 3-й ежегодной обучающей конференции «Управление бизнес-центром», которая прошла 30 октября 2014 г. в Москве. Организаторами мероприятия выступили НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов», PROEstate Events и Academy of Real Estate (ARE). Партнерами конференции стали БЦ «Северная башня» и компания «Деликатный переезд».

В конференции приняли участие более 100 специалистов отрасли из Москвы, Санкт-Петербурга, Астаны, Нижнего Новгорода, Казани, Воронежа, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и др. В рамках мероприятия эксперты обсудили такие актуальные вопросы как повышение доходности, продвижение объекта, ценовую политику, особенности property и facility управления БЦ.
По словам Елены Шевчук, вице-президента по коммерческой недвижимости GVA Sawyer, даже при стабильной экономической ситуации рынок развивается циклично, и с определенной периодичностью переходит в состояние падения. Сегодня в Москве имеется большой объем офисных центров высокого класса и, кроме прямой конкуренции между объектами, над собственниками и арендаторами довлеют экономические факторы. В этих условиях собственнику важно определить для себя несколько приоритетных линий поведения. Во-первых, знать в лицо конкурентов и проводить исследования рынка. Во-вторых, не перекладывать  свои кредитные обязательства на арендатора, как бы сложны они ни были. В третьих – понимать настроения арендаторов, постоянно общаться с ними в формате деловых завтраков, анкетирования, встреч и переговоров.
Поддержала коллегу Дениза Вартпатникова, директор по клиентским отношениям Forum Properties, которая отметила, что часто арендаторы принимают решение о переезде в другой БЦ на эмоциональной почве из-за плохого сервиса, не зафиксированных на бумаге устных договоренностей, ощущения ненадежности УК, и т.д. Решение этой проблемы – посмотреть на БЦ глазами арендатора и в первую очередь повысить  качество персонала и сервисов.
«Это касается и арендаторов, перешедших из более высокого класса в более низкий ради экономии, – согласен Сергей Гвамичава директор УК «Артэко». – Несмотря на смену объекта, они ожидают качественного сервиса. И если управляющая компания сможет его обеспечить, то в ее силах будет обосновать почему, несмотря на кризис, ставки аренды не понижаются, а даже немного растут».
Евгений Овчинников, начальник отдела аренды БЦ «Северная Башня» отметил, что одним из важнейших конкурентных преимуществ на падающем рынке может стать создание развитой внутренней инфраструктуры объекта.  «Если площади позволяют, нужно создавать город в городе, – отметил эксперт. – Отделения банков, банкоматы, аптеки, студии флористики, школы иностранных языков, очень актуальны медицинские центры и салоны красоты, а также минимаркет, бюро перевода, нотариус. Они не приносят значительного дохода, но позволяют привлечь крупных арендаторов. Делайте бесплатную инфраструктуру: зону лобби, wi-fi и т.д. Хорошее решение – конференц-зал и переговорные комнаты. Их содержание не обходится дорого, но повышает стоимость и привлекательность объекта».
Валерий Липский, генеральный директор «ПСН Проперти Менеджмент» и Евгений Попов, начальник отдела развития по Москве и Московской области ООО «БаЗэл недвижимость» обсудили тенденции управления объектами класса В и С. По мнению экспертов, для таких объектов небольшие по вложениям мероприятия – такие, как ремонт входных групп, пошив форменной одежды сотрудников охраны, благоустройство зон отдыха – стоимостью порядка 2,5 млн рублей, позволяют увеличить доход на 8-10%, повысить лояльность имеющихся арендаторов и интерес к объекту со стороны арендаторов потенциальных.
В рамках мероприятия эксперты также рассмотрели юридическую практику в отношении досрочных расторжений договоров, запросы на которые увеличиваются в условиях нестабильной экономической ситуации, обсудили вопросы роста налогового бремени на собственников недвижимости в связи с новым законодательством, перспективы развития аутсорсинга на рынке управления БЦ и многое другое.
Среди спикеров конференции: Василий Трофимов, руководитель проектов, адвокат практики «Земля. Недвижимость. Строительство» Юридической группы «Яковлев и партнеры», Дмитрий Свешников, директор отдела управления CBRE, Мария Онучина, директор департамента управления объектами NAI Becar Москва, Ольга Зорина, директор департамента управления недвижимостью и эксплуатации JLL, Никита Чернов, руководитель отдела управления Sawatzky Property Management, Алексей Сарин, заместитель генерального директора по эксплуатации Clever Estate, Андрей Кротков, генеральный директор УК «Цеппелин», Мария Сергиенко, директор департамента коммерческой недвижимости Capital Group, Андрей Филиппов, руководитель направления технического обслуживания и эксплуатации департамента управления недвижимостью Colliers International, Евгений Гриханов, партнер PFM Solutions.